Что было модно в 18, 19 и 20 веках? Насколько теплыми были зимние вещи, и какие элементы гардероба дожили до наших дней? Подскажет модный исторический словарь от портала Кировчанка.ru.
Что мы, жительницы 21 века, носим в холодное время года? Шубки и меховые пальто, пуховики с самыми современными утеплителями, мембранную одежду и обувь, термобелье... К нашим услугам все богатство инновационных тканей, материалов, технологий. Не говоря уже о разнообразии модных тенденций: натуральный и искусственный мех, расцветки, фасоны, длина и декор — на любой вкус и случай.
Интересно, а как обстояли дела с зимним гардеробом у наших предшественниц — женщин, живших 100, 200, 300 лет назад? Что они носили, чтобы спастись от морозов и при этом быть красивыми и стильными? Ведь желание хорошо выглядеть близко представительницам прекрасного пола во все времена, вне зависимости от сезона.
Мы составили для вас специальный модный словарь, который поможет представить, как менялся женский зимний образ в разные столетия, от бурок и пардессю до шугая. Вам знакомы эти слова? Если нет — советуем изучить наш словарь. Он не совсем обычный — все названия мы расположили не в алфавитном, а в хронологическом порядке для того, чтобы было удобнее представлять перемены, происходящие с зимним гардеробом.
Одежда
Душегрея — женский верхний наряд с узкими длинными рукавами, сохранивший популярность вплоть до начала 20 века, особенно в сельской местности. Впереди — разрез и много пуговиц, сзади — складки, заложенные у пояса. Известен и другой вариант покроя — без рукавов, на лямках, такая душегрея надевалась поверх сарафана. Интересно, что душегреи носили женщины всех сословий, от крестьянок до знатных боярынь. Те, у кого была возможность, конечно, шили душегреи из дорогих материалов, а воротник и подол отделывали бахромой, украшали вышивкой, золотыми нитями и бисером. Для тепла душегрея «сажалась» на подкладку из ваты и подбивалась заячьим мехом.
Нагольная шуба — старинное русское одеяние, которое носили обязательно мехом вовнутрь. Крестьяне чаще всего шили шубы из овчины, люди более знатные — из песца, рыси, горностая. «Нагольная» означает «не покрытая сверху тканью», т. е. просто из грубых, голых шкур. Богачи презрительно звали крестьян в таких шубах «нагольщиной», отсюда и пошло название. Кстати, нагольная шуба чем-то напоминает современную дубленку. Тот же приницип: мех — внутри, кожа — снаружи.
Шугай — короткая зимняя шубка, распространенная начиная с допетровской Руси. Интересна она тем, что является чуть ли не единственным примером женской одежды, открывающей линию талии (ведь в старину женщины чаще всего носили исключительно просторные вещи до пола, не показывающие фигуру). Нижняя часть шугая — хорошо знакомая современным модницам баска, которая собиралась на поясе в трубчатые складки. Рукава и подол было принято отделывать беличьим мехом.
Еще одна деталь: шугай носили как с рукавами, так и внакидку — то есть, продевали руку только в один рукав, а второй набрасывали на плечо и придерживали при ходьбе.
Каррик — фасон пальто, придуманный англичанами и пришедший в Российскую империю вместе с модой на все английское. По сути, каррик — свободное двубортное пальто, а главная его «фишка» — множество пелерин-накидок, покрывающих плечи: их могло быть от 3 до 16! Кстати, изначально это пальто создавалось как мужской театральный костюм, а уже потом получило более широкое распространение, в том числе, среди дам.
Пардессю — длинная верхняя одежда по типу пальто, вошедшая в моду во времена Александра II. Отличительная особенность — простеганная ткань, отложной «английский» воротник и мужской крой (поскольку изначально пальто позаимствовано именно из гардероба мужчин). Несмотря на необычное название, такая модель вам наверняка знакома — это классика, и ее можно часто встретить на улицах (разумеется, уже в более современном варианте).
Ротонда — широкая, длинная накидка-пелерина на меху, без рукавов. Была популярна в России вплоть до конца 19 века, пока в одежде преобладали фасоны платьев с широкими юбками. Такой женский силуэт с круглыми, плавно ниспадающими линиями и правда вызывает ассоциации с садовыми павильонами-ротондами, чрезвычайно модными в архитектуре того времени.
Обувь
Сафьяновые сапоги — праздничный вариант обуви в царской России как для мужчин, так и для женщин. Позволить такую нарядную пару могли себе не все. Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный декоративный эффект — шагрень. Голенище таких сапог иногда срезали наискосок так, чтобы передняя часть была выше задней и украшали вышивкой.
Бурки — «привет» из 1920-30-х годов. Это войлочные сапоги, напоминающие «городской» вариант валенок, поскольку ступня и задник были выполнены из кожи. На голенище иногда нашивали кожаный ремень — затянутый, он препятствовал попаданию снега внутрь обуви. Любопытно, что популярность бурок в наши дни возвращается — теперь это не просто теплая и удобная обувь, но и модный тренд.
«Прощай, молодость» — настоящий символ советской эпохи! Боты или полусапоги с войлочным или суконным верхом, молнией впереди, на добротной резиновой подошве — их помнят многие. Свое ироничное название боты заслужили за немного нелепый, старомодный вид. Однако их носили не только пенсионеры. По причине удобства, тепла и дешевизны в таких ботах ходили студенты, рабочие, дети, мужчины и женщины.
Аксессуары
Мех. Лиса (особенно черно-бурая и белая серебристая), бобр, соболь, куница, горностай — в дамской одежде 19 века все эти виды меха использовались только в качестве оторочки (для красоты) или подкладки (для тепла). Редко — для пошива целых шуб, к которым мы привыкли сейчас. Позже, на рубеже веков, все изменилось, и меховые пальто стали настоящим символом роскоши и богатства.
Муфта — элегантное дополнение к зимним шубкам. Муфты шили из меха или бархата с меховой опушкой, украшали лентами, перьями, камнями. В моде были целые гарнитуры: воротник плюс муфта или шапочка плюс муфта. Для женщин из более простых семей муфты были не украшением, а практичным аксессуаром, выполняя сразу несколько ролей — и перчаток, и сумочки.
«Менингитки» — такое название получили в СССР изящные полушляпки в стиле нью-лук, созданные франзцускими дизайнерами в 1940-50-х годах. Название действительно меткое — маленький очаровательный головной убор, почти не закрывающий затылок, с трудом мог защитить от неласкового ветра и мороза, в такой легкомысленной шляпе недолго и заболеть! Правда, отъявленные советские модницы все равно носили «менингитки» — их шили из фетра, плюша и меха, а некоторые даже вязали сами.
Теплые колготки, которые сейчас мы носим в холода, были для женщин небывалым делом. А между тем, они были очень нужны — ведь даже в морозы было не принято носить брюки (они вошли в наш гардероб где-то в 70-х годах). Поэтому зимой под теплую юбку надевали хлопчатобумажные либо шерстяные панталоны до колен. А к ним — плотные хлопчатобумажные чулки.
Конечно, мода — дама капризная и меняется очень часто, поэтому и боты, и «менингитки», и уж, тем более, пальто «каррик» с множеством воротников сегодня выглядят, скорее, как музейные экспонаты. Но, как известно, дизайнеры частенько обращаются за вдохновением к тенденциям прошлого, используя их на новый лад. Как вы думаете, ждет ли нас в ближайшее время возвращение каких-то фасонов и моделей, популярных раньше?
Не является рекламой.
Вообще статью писал, похоже, человек, который сам имеет мало представления о предмете. Все в одну кучу: и душегрейки, и бурки (насколько знаю, это была мужская обувь, такие носил мой дедушка), и уж тем более «прощай молодость». Если уж на то пошло, был такой предмет обуви: боты, типа валенок, только короткие и с резиновой подошвой, их носили поздней осенью и ранней зимой, пока не очень холодно.